|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 5-я.
15 июля 1912 г.

Указ о моем назначении в Старо-Голутвин монастырь вышел впервые 6-го февраля с.г., как раз в день памяти преп. Варсонофия Великого. Святитель Варсонофий, имя которого я ношу, назван был в честь этого преподобного, а потому Варсонофий является для меня как бы дедушкой. Так как назначение мое состоялось именно в этот день, то вижу волю Божию.
Преподобный Варсонофий Великий подвизался в VI веке в обители аввы Серида и был современником аввы Дорофея, преп. Иоанна и преп. Досифея.
Такие молитвенники, как преп. Варсонофий Великий являются из рода в род. Затворился он в келлии и прожил там 50 лет. Сначала ему приносили пищу, а также спрашивали его советов, и он давал письменные ответы. Впрочем, через несколько лет он отказался от пищи, верно, ангелы питали его, никто не входил к нему, только слышали его голос и из этого заключали, что подвижник жив. Однажды монастырь посетил Константинопольский Патриарх. Узнав о необыном образе жизни преподобного Варсонофия, Патриарх усомнился, что подвижник может жить при таких условиях, и велел подкопать келлию. Когда это сделали, то вырвалось пламя и едва не сожгло всех присутствующих, приведя их в трепет. О кончине преп. Варсонофия было возвещено чудесным образом.
В этот день, т.е. 6-го февраля, святая церковь празднует еще память св. мученицы Дорофеи. Эта святая была дочерью богатых и знатных родителей. Красавица собою, она имела красивой и душу, преданную Христу Спасителю. Когда правителю донесли, что Дорофея исповедует Христа, он призвал ее к себе и уговаривал отречься от веры. Та наотрез отказалась. Друг игемона Феофил, ученый язычник, также пытался убедить Дорофею поклониться богам, но не имел успеха.
– Тогда я буду мучить тебя, – сказал правитель.
– Мучь, – ответила девица.
Дорофею подвергли страшным истязаниям, но муки не могли одолеть ее. Наконец, видя, что ничего с ней не поделаешь, игемон осудил святую на мечное усекновение. Когда мученицу вели на казнь, Феофил насмешливо говорил ей:
– Куда идешь ты, Дорофея?
– Ко Христу в рай, – ответила та.
– И ты убеждена, что ты там будешь?
– Да, ответила твердо мученица.
– Я слышал, – продолжал Феофил, – что в раю есть какие-то сады с плодами. Пришли мне оттуда яблоков.
– Пришлю, – был ответ.
Когда Дорофея упала под ударом палача, явился необычной красоты мальчик с корзиной плодов и отдал их Феофилу, и стал невидим. Все изумились. Плоды были необыкновенные, каких на земле никто не видел, да не время было сборов плодов. И вот, пораженный этим чудом, Феофил воскликнул:
– Значит, все это не миф, что есть Христос и рай, про который говорила Дорофея.
И Феофил сделался христианином. Благодать Божия обратила язычника на истинный путь. Эта благодать действует и поныне. Иной совершенно отошел от Бога, только по списку значится православным. Он и в церковь не ходит и не причащается, но вдруг услышит такое призвание Божие и весь загорится. Этот божественный огонь сохранит он потом на всю жизнь. Такое явление бывает и в наше время.
Один англичанин, по имени Джемс, написал свою исповедь, в которой рассказывает, как обратился ко Христу. Был он совершенно неверующим, не признавал ни православия, ни англиканства, над всем кощунствовал. У Джемса был товарищ православный, глубоко верующий. Однажды англичанин шел по улице и вдруг встретил экипаж своего друга. Этот последний велел остановить лошадей и довести его. Они поехали. Но вот на пути часовня.
– Я зайду помолиться, – сказал Джемсу товарищ.
– Зайди, а я тебя здесь подожду.
– Да только ждать тебе придется, пожалуй, с полчаса пройдет, так как там сейчас читают акафист Божией Матери.
– А мне можно зайти? – спросил Джемс.
– Конечно, можно.
Они вошли в часовню. Джемс устремил взор на икону Божией Матери и вдруг упал без чувств. Его отвезли домой, привели в чувство. Придя в себя, Джемс сказал своему другу:
– Ах, если бы ты знал, что я видел; когда я внимательно смотрел на окону, то вдруг Сама Матерь Божия, как живая, отделилась от образа, подошла ко мне и возложила на мою голову Свой омофор. Не могу передать тебе, какая неземная радость охватила мою душу. Сам не знаю, что со мной сделалось, то все равно, как если бы слепому от рождения, ну хоть посредством операции, вернули зрение, и он не понял бы сразу, что такое свет. Отныне – я православный христианин.
Милосердный Господь взирает на душу человека, правда, Джемс смеялся над всем, но верно, в глубине души верил, и эта раздвоенность доставила ему мучение. И вот Бог помиловал его, и Сама Матерь Божия взяла на себя миссию привести его ко Христу.
А вот еще случай, выходящий из ряда обыкновенных. Не далее, как сегодня, рассказала мне одна женщина его. Было у нее два сына. Одному 17, другому 20. Однажды они заболели какою-то странною болезнью. Тело их покрылось волдырями и распухло. Лекарства не помогали, да и доктор не в силах был определить болезнь. Один из сыновей умер в больнице, а другой лежал дома. Мать уговаривала его причаститься, несколько раз приходили и священники со Святыми Дарами, но больной кричал, брыкался и не допускал до себя. Наконец, он затих, видно, материнская молитва дошла до Бога, исповедовался и причастился Св. Таин, после чего жил не более получаса и скончался. Едва он умер, как изо рта покойного выползла змея и тут же издохла. Необъяснимо это! Я отказался ей ответить. Как попала в него змея? Как жила она в человеке? Можно бы сказать, что все вздор и успокоиться, свалив все на галлюцинации. Это так просто, но женщина – живое лицо, свидетельствует факт, да и кроме нее около усопшего были кумовья и сватья, следовательно, не могли же все ошибиться. Спрашиваю:
– Куда же вы дели змею?
– Да тут полное ведро стояло, мы туда и бросили. Отчего произошла болезнь не знаю, – заключила женщина, – только один лихой человек грозил мне, что изведет моих сыновей.
Да, много есть таинственного, до чего не дошла наука и вряд ли дойдет когда-нибудь. Нынче все хотят объяснить, минуя веру, но величайшие истины познаются верою. Вот собираетесь вы сюда и по вере получаете утешение. Спасетесь ли? Верю, что спасетесь. Ходите в церковь, соблюдайте посты, говейте, причащайтесь Святых Таин, а поедете на ваш тяжелый труд с обновленными силами. Сначала приезжали вы в Оптину, верою получали духовное удовлетворение от этих поездок. Я имел там возможность беседовать с вами иногда час, два, а случалось и по три. Затем я шел в свою внутреннюю келлию заглянуть в свою душу, что там делается, а вы шли в монастырь. Помню, после одной беседы все мы как-то притихли, видно, произвела она на нас сильное впечатление, оторвав от всего житейского. Вышли мы в лес, а стояла чудная летняя ночь. Звездное небо было так величественно, что жаль было оторвать от него взор, но вспомнилось тогда, что за этим небесным сводом, там, в раю, несравненно лучше. Что такое рай мы не знаем, совершенно он духовен, или есть в нем нечто вещественное – нам неизвестно. При погребении Пресвятой Богородицы св.Иоанн нес за гробом райскую ветвь, которая была вещественна, и плоды, присланные из рай мученицей Дорофеей, были тоже не воображаемые – их можно было вкушать, но каким образом вещественные вещи были в раю, это тайна Божия. Нет в раю ни садов, ни городов, так как и мы-то будем другие, и все земное уже не нужно будет для нас.
Один проповедник говорит: «О, раю желанный! Мы можем тебя внутренне созерцать, но не можем тебя постигнуть. Блаженны будут наследовавшие жизнь вечную. Те же, которое не войдут в рай, снидут в ад, где царствует вечная смерть». И идут они (т.е. грешники) в муку вечную, праведники же в живот вечный. Следовательно, чтобы наследовать жизнь вечную, надо быть праведным. Но как этого достигнуть?
Верою во Христа и исповеданием Его. Св.Дорофея претерпела всевозможные мучения, но не отпала от Господа. И ныне враг воздвигает сильное гонение на последователей Христовых. Если кто ходит в церковь, говорят – ханжа, – читает священные книги и соблюдает посты, такого сочтут за невежественного и отсталого и едва ли не за полусумасшедшего.
«Ну вот, – говорят, – один профессор, ученейший человек, а ходит в церковь и исполняет все ее постановления». На это возражают: «Хотя он образованный человек, но не вполне нормальный». Вот и приговор от людей мира сего! Но не надо слушать людей подобных суждений, необходимо все претерпеть, перенести все насмешки, но не изменить Христу. А, к сожалению, есть такие малодушные, как говорят, мягкотелые, которые не выдерживают, перестают ходить в церковь и молиться и отпадают от Христа.
Оставайтесь, детки, верны нашему Спасителю. Вот приехали вы в Старо-Голутвин под покров преп. Сергия, слетелись вы к нему, как птички с разных концов, всех-то Он вас знает наперечет и не оставит за усердие к святой обители.
Храните свою лампаду веры и любви к Богу. Вот у Толстого она разбилась и он погиб навеки. А ведь раньше он был верующим человеком, как говорила мне его жена, и в церковь ходил, и причащался. На горе в Париже сошелся он с одним невером  и это погубило его. Взял он своего нового друга в Ясную Поляну и стал отдаляться от церкви, повертывал он и вправо и влево, пока не погиб окончательно.
Мне пришлось разговаривать о Толстом с одним епископом. «Ведь несомненно было у него желание повернуть к Богу, иначе бы не приехал он в Оптину» (кстати, приснопамятный Зиновий и дверь мою показал, куда идти, но он не вошел)... «Весьма вероятно, что явилось у него это желание, – сказал Владыка, – Бог отверг его не ради его лишь грехов, но главное, за тысячи погубленных им душ, а также и за тех, которые имеют погибнуть, читая его еретические сочинения, и будут погибать до скончания века».
Грустное явление наблюдается. Увлекаются различными Марксами, Ренанами, но особенно жаль простецов, которые, читая Толстого, делаются толстовцами и отпадают от Православной Церкви – вне же ее спасение невозможно. Да сохранит вас господь от всех этих еретиков!
Мой путь близится к концу. Чувствую слабость, и энергия уже не та, что была 15 лет назад. Дел множество, и не надеюсь уже я здесь успокоиться; молю только Господа: да успокоит Он меня в будущей жизни.
Недавно приехал сюда священник главного штаба Левашов ; он бывает во многих религиозных кружках и встретился, между прочим, с И. и Б. , которые постарались убрать меня из Оптиной.
Зашел разговор о том, как стоит теперь старчество в Оптиной и почему взяли о.Варсонофия из Пустыни, ему там было хорошо. На это они ответили, что их надо благодарить, т.к., переводя о.Варсонофия в Голутвин, они тем самым подняли этот монастырь. Конечно, я стараюсь привести в порядок эту обитель. Сначала мне было здесь очень трудно; монастырь я нашел в полном упадке, братия восставала, но теперь, слава Богу, все налаживается и, разумеется, насколько хватит моих сил, я буду исполнять святое дело – устройство Голутвина монастыря, только сильно сомневаюсь, чтобы те, которые услали меня из Оптиной, имели это в виду. Но все во власти Божией.
Мир вам. Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .